Вы углубите свои навыки и дополните их академическими знаниями. Подтвердите квалификацию дипломом государственного образца
Тема 1. Введение в профессию:
- Определение и цель психологии
- Сферы работы психолога, психотерапевта, психиатра
- Четыре основные направления мировой психологии: динамическое (психоаналитического), феноменологическое (экзистенциально-гуманистического), поведенческое (когнитивно-бихевиорального), клинического (эволюционно-конституциональное).
Тема 2. Научный фундамент в психологии
- Обзор основных методов: эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование, качественные исследования
- Этические аспекты психологических исследований
- Интерпретация и анализ данных
Тема 3. Основы нейропсихологии и психические функции:
- Нейропсихология как дисциплина, значение структуры мозга для понимания психических функций
- Общая структура мозга: основные отделы (головной мозг, мозжечок, ствол мозга), разделение на правое и левое полушария, важность извилин и борозд
Тема 4. Функции основных структур мозга
- Мозговая кора: лобные, теменные, височные и затылочные доли
- Лобные доли: роль в поведении, планировании, принятии решений
- Теменные доли: сенсорная интеграция, пространственная ориентация
- Височные доли: слуховая обработка, память, языковые функции
- Затылочные доли: обработка зрительной информации
- Базальные ганглии: управление двигательной активностью
- Лимбическая система: основные компоненты и их роль в эмоциях и памяти (гиппокамп, амигдала)
- Мозжечок: координация движений, баланс, навыки
- Гипоталамус и гипофиз: регуляция гормонов, гомеостаз
Нейронные механизмы психических функций
- Структура и функции нейронов
- Пластичность мозга и ее значение для психологии
- Нейротрансмиттеры и их роль в когнитивных и эмоциональных процессах
Возрастные изменения мозга и влияние образа жизни на мозг
Тема 5. Применение нейропсихологии в практике психологии
- Основные психологические процессы: восприятие, память, мышление, эмоции и мотивация, развитие и обучение
- Связь между повреждениями мозга и изменениями психических функций
- Нейропсихологические тесты и их значение в оценке когнитивных функций
Тема 6. Основные концепции возрастной психологии
-Принципы развития: последовательность, темпы, чувствительные периоды
-Биопсихосоциальная модель развития
-Влияние генетических и средовых факторов на развитие
-Основные концепции психологии развития: возрастные кризисы Льва Выготского, теория когнитивного развития Жана Пиаже, теория привязаности Джона Боулби, стадии психосексуального развития по Фрейду.
Тема 7. Этапы развития личности. Практическое применение знаний возрастной психологии в профессиональной деятельности
- Раннее детство (0–3 года): физическое и моторное развитие, эмоциональная и социальная привязанность (теория привязанности Джона Боулби), развитие сенсорных и когнитивных способностей. Влияние психологической травмы на развитие личности
- Дошкольный период (3–6 лет): развитие речи и мышления, игра как ведущая деятельность, формирование самосознания и инициативы. Влияние психологической травмы на развитие личности
- Младший школьный возраст (6–12 лет): интеллектуальное развитие и познавательные процессы (Жан Пиаже), влияние школьного обучения на психологическое развитие, социальные навыки и взаимоотношения со сверстниками. Основные психологические запросы родителей.
- Подростковый период (12–18 лет): физическое и гормональное взросление, формирование идентичности (Эрик Эриксон), развитие абстрактного мышления и морали. Основные психологические запросы этого периода
- Ранняя взрослость (18–40 лет): профессиональное становление и образование, формирование интимных отношений, совмещение различных социальных ролей. Основные психологические запросы этого периода.
- Средний возраст (40–65 лет): переоценка жизненных целей и достижений, изменения в карьере, роль семьи и занятость в общественной жизни
- Пожилой возраст (65+): изменения в когнитивной функции и память, социальные изменения и эмоциональное благополучие, адаптация к изменениям здоровья и образом жизни
Тема 8. Гендерные аспекты развития:
- Формирование половых ролей, стереотипов и нормативов маскулинности-феминности.
- Причины гендерных различий в поведении и интересах.
- Психология мужчины и женщины на разных этапах развития.
Тема 9. Обзор основных теорий личности в психологическом консультировании. Диагностический инструментарий психолога.
- психоаналитические теории З. Фрейда (Я, ОНО, СВЕРХ-Я) и неофрейдистов (ЭГО, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ)
- теории личности в гуманистической психологии: теория Абрахама Маслоу и Карла Роджерса
- когнитивные и социальные теории личности: теория социального научения Бандура, локус контроля по Лоттеру
- черты личности и факторные теории: BIG FIVE, 16-ти факорная теория Реймонда Кеттела
- биологические и эволюционные теории: Эрнст Крейчмер - строение тела и характер.